Курс астрофизики и звездной астрономии. Том 3

Разместил: Arkett

23-01-2013, 19:46

Курс астрофизики и звездной астрономии. Том 3

Название: Курс астрофизики и звездной астрономии. Том 3
Автор: Вязаницын В. П., Гневышев М. Н., Добровольский О. В., Крат В. А., Марков А. В., Молчанов А. П., Соболев В. М., Шаронов В. В.
Год издания: 1964

Описание: Третий том состоит из двух частей: 1) Солнце и 2) Планетная система (планеты, кометы, метеоры).
В первой части мы уделили особое внимание так называемой солнечной активности — процессам, происходящим на поверхности Солнца. Эти процессы неизбеясно взаимосвязаны, так как они представляют собой различные этапы развертывающихся на поверхности Солнца движений крупного масштаба, создающих так называемые активные области, которые могут быть в известном смысле уподоблены циклонам и антициклонам на поверхности Земли.
Изучение солнечной активности имеет непосредственное отношение ко многим геофизическим проблемам: к проблеме изменения магнитного поля и ионосферы Земли, к проблеме влияния солнечных явлений на погоду и климат и к другим ассоциированным с ними вопросам. Все эти проблемы, еще недавно в значительной степени являвшиеся предметом различного рода статистических спекуляций, теперь получают надежное физическое основание ввиду того, что за последние два десятилетия гелиофизика, благодаря применению новых методов исследования, стала значительно более, чем когда-либо раньше, оправдывать свое название. В настоящее время на основе спектрофотометрических и спектрогелиографических исследований и данных радиоастрономии мы можем приступить к детальному изучению физических условий на солнечной поверхности и определять для отдельных объектов на Солнце концентрации атомов различных элементов в разных стадиях ионизации и возбуждения, концентрации свободных электронов, температуру, напряженность магнитного поля и ряд других физических величин. Благодаря этому возникает возможность количественного описания процессов на поверхности Солнца и объяснения влияния этих процессов на земные явления, так как при этом выявляются основные особенности потока ультрафиолетового излучения и корпускулярных потоков, выбрасываемых из активных областей.
К сожалению, проблемы связи солнечной активности с явлениями в земной атмосфере и в магнитном поле Земли, проблему влияния цикличности солнечной активности на климат и др. мы были вынуждены почти полностью исключить из содержания курса, так как в противном случае потребовалось бы, по сути дела, писать новую монографию соучастием специалистов-геофизиков.
Весьма значительны перемены, происшедшие и в области изучения тел планетной системы. Особенно много новых данных получено о кометах, которые ввиду их строения с полным правом могут теперь считаться исключительными объектами солнечной системы. По своему химическому составу кометы оказываются похожими на большие планеты и совсем не напоминают собой астероиды, которые еще недавно считались телами, родственными кометам. Получены новые данные и об атмосферах планет земного типа и особенностях строения их поверхности. Радикально изменились и наши представления о больших планетах, оказавшихся по своему внутреннему строению телами в известной степени промежуточными между звездами и планетами земного типа. Поэтому часть, посвященную телам солнечной системы, нам пришлось значительно расширить по сравнению с изданием 1936 г.
Несмотря на то, что авторы делали все от них зависящее, чтобы максимально использовать в своей работе все достижения астрофизики, современная астрофизика развивается столь стремительно, что у нас нет никакой уверенности в том, что через 10—15 лет значительная часть материала книги не устареет и в следующем издании курса не понадобятся серьезные изменения.

Михайлов А.А. (Ред.) - Курс астрофизики и звёздной астрономии, Том 3 Михайлов А.А. (Ред.) - Курс астрофизики и звёздной астрономии, Том 3
Третий том "Курса астрофизики и звездной астрономии" посвящён результатам наблюдений и их интерпретации. При этом целью книги не было ни освещение всех существующих астрофизических теорий и гипотез, ни систематическое изложение общих вопросов

Планеты, открытые заново Планеты, открытые заново
Книга содержит изложение новых данных, полученных с помощью космических аппаратов и новых средств наземной астрономии. Эти данные существенно изменили наши представления о планетах Солнечной системы.

Мирошниченко Л. И. - Физика Солнца и солнечно-земных связей Мирошниченко Л. И. - Физика Солнца и солнечно-земных связей